Журналистика в изгнании – новая реальность для азербайджанских независимых медиа

На фоне все более сужающегося пространства свободы слова и ужесточившихся репрессий против независимых медиа в Азербайджане единственным способом продолжать свою деятельность становится эмиграция и работа в изгнании. Но делать это для них – совершенно новая реальность, непонятная и пугающая. 

Read in English

 

azerbaijanimedia

Во всемирном рейтинге свободы прессы за 2024 год, составленном организацией Reporters Without Borders, Азербайджан занял 164 место среди 180 стран, опустившись на 13 пунктов по сравнению с 2023 годом. Это вполне логично, учитывая, что за прошедшее время в стране успел произойти своего рода «медиацид»: почти два десятка журналистов были арестованы по одному и тому же обвинению в «контрабанде валюты, совершенной группой лиц», а независимые медиа, на которые они работали, закрылись. 

Сами арестованные, их соратники и международные организации заявляют, что обвинения эти сфабрикованы, а аресты – политически мотивированы. А проправительственные СМИ клеймят их как «предателей родины», получающих деньги из Европы и США, чтобы «мутить воду» в стране, чем отчасти подтверждают то, что все эти дела носят на самом деле не уголовный, а политический характер. 

Пространство свободы слова в Азербайджане постепенно сужалось на протяжении уже десяти лет, с тех пор как в 2014 года в законодательство были внесены поправки, аналогичные печально известному «закону об иноагентах» российского образца. Но за последний год этот вялотекущий и даже уже ставший привычным кризис стал стремительно усугубляться, застав медиа и журналистов врасплох. Теперь им в срочном порядке приходится осваивать работу в изгнании. В этой статье мы расскажем о двух таких медиа, базирующихся в Берлине и объявленных вне закона в своей стране. 

За штурвалом потонувшего корабля 

Созданное в 2016 году издание AbzasMedia специализируется на антикоррупционных расследованиях. Героями (точнее, антигероями) его становились высокопоставленные чиновники и члены правительства Азербайджана. А после Второй карабахской войны 2020 года в этих расследованиях стала затрагиваться также тема восстановительных работ, ведущихся в Карабахе. 

В ноябре-декабре 2023 года шестеро сотрудников этого издания – директор Ульви Гасанлы, его заместитель Магомед Кекалов, главный редактор Севиндж Вагифгызы, репортеры Наргиз Абсаламова и Эльнара Гасымова и журналист-расследователь Хафиз Бабалы – один за другим были арестованы по обвинению в контрабанде валюты. 

Впоследствии им инкриминировали еще несколько преступлений: незаконное предпринимательство, легализация доходов, полученных преступным путем, фальсификация документов, групповое уклонение от уплаты налогов… Все вместе это тянет на лишение свободы сроком до 12 лет. 

Больше года журналисты провели в следственном изоляторе, прежде чем 17 декабря 2024-го начался, наконец, суд по их делу. Сколько он продлится и, главное, чем закончится, пока не известно. 

А тем временем AbzasMedia продолжает свою деятельность: спустя несколько месяцев после закрытия бакинской редакции издание перезапустилось в Берлине под руководством журналистки-политэмигрантки Лейлы Мустафаевой. 

«В 2023 году у меня были свои планы, связанные с учебой в США. Но после того, как ребята из AbzasMedia оказались в тюрьме, организация Forbidden Stories предложила мне помочь довести до конца их незавершенные расследования. Так я постепенно втянулась в работу AbzasMedia и с февраля 2024-го стала, так сказать, «исполняющим обязанности» главного редактора», – вспоминает Лейла.

На момент, когда она встала «у штурвала» AbzasMedia, это был штурвал потонувшего корабля: от издания оставалось фактически одно только название. 

«AbzasMedia пришлось восстанавливать даже не с нуля, а с минуса. А это гораздо сложнее, чем открыть новое медиа. И, в первую очередь, нужно было решить кадровую проблему. Поскольку журналисты, живущие в Азербайджане, боятся иметь с нами дело, а возможности перевозить людей сюда у нас нет, я набрала команду из азербайджанских политэмигрантов, уже живущих в Берлине», – объясняет Лейла, добавляя, что команда у них очень маленькая и поэтому каждому приходится исполнять по несколько ролей, брать на себя тройной объем работы.

Специфика этой работы тоже существенно изменилась: если прежде материал для репортажей «добывали» корреспонденты, теперь приходится рассчитывать только на соцсети и гражданскую журналистику.

«Мы обратились к своей аудитории с призывом сообщать нам о социально-экономических и политических проблемах, с которыми они сталкиваются. На основе этого мы и готовим репортажи». 

Основной частью деятельности AbzasMedia остаются антикоррупционные расследования, которые Лейла и Ко проводят, собирая информацию из открытых источников – преимущественно зарубежных, поскольку сведения о коммерческих организациях и другая финансовая документация подобного рода в Азербайджане по большей части недоступна. 

При этом основной коллектив издания продолжает делать свой вклад в его работу: Ульви Гасанлы, Севидж Вагифгызы и Наргиз Абсаламова через своих адвокатов сообщают о случаях правонарушений, с которыми сталкиваются в следственном изоляторе. 

Но нехватка «рук», отсутствие прямого доступа к информации и невозможность работать «на земле» неминуемо сказались на производительности: объем публикаций AbzasMedia ощутимо сократился. 

Лейла Мустафаева признается, что на нынешнем этапе у них нет никаких иных планов и помыслов, кроме как не дать этому кораблю потонуть еще раз – сохранить AbzasMedia на «на плаву» до того момента, когда основной коллектив выйдет на свободу. 

«Меня беспокоит, что при таком уровне давления и преследований независимая журналистика в Азербайджане скоро может вообще исчезнуть как явление. Остается надеяться, что ситуация хоть немного смягчится, чтобы люди внутри страны могли хоть как-то работать».  

«Почему вас не трогают?»

Но пока что ситуация только ухудшается. В начале декабря 2024 года список политзаключенных журналистов пополнили пятеро сотрудников другого независимого медиа - Meydan TV. Которое юридически даже не является азербайджанским, поскольку было основано в 2013 году в Берлине и имеет немецкую регистрацию. Здесь же находится штаб-квартира Meydan TV, но основная часть команды работала из Баку. 

В последние годы «визитной карточкой» Meydan TV было освещение повседневных социальных проблем, особенно в регионах. Для жителей провинции это медиа стали своего рода «горячей линией», куда можно пожаловаться на неисправную канализацию, отсутствие воды, аварийное состояние школы и т.д.

«Мы ежедневно получали огромное количество таких обращений и реагировали на них, если не на все, то на многие. Освещали проблему, и часто это приносило результат: удавалось привлечь внимание соответствующих чиновников и организаций и решить проблему», – говорит менеджер видео и соцсетей Орхан Мамед, работающий в берлинской штаб-квартире. 

По его словам, за минувший год они неоднократно предлагали своим бакинским сотрудникам вывезти их «от греха подальше» в Берлин. Но те категорически отказывались покидать страну. 

«Когда в ноябре 2023 года начались репрессии против AbzasMedia, его главный редактор Севиндж Вагифгызы находилась за границей. Она могла остаться там, но вернулась в Азербайджан, зная, что будет арестована. После этого наши журналисты считали постыдным «сбежать». Они воспринимали это как предательство и поэтому предпочитали оставаться в Азербайджане, несмотря на все риски», – говорит Орхам Мамед. 

Весь минувший год, когда волна репрессий один за другим накрывала независимые медиа (кроме Abzas по почти аналогичному сценарию были закрыты онлайн-телевидение Kanal-13 и Toplum-TV), журналисты Meydan TV все чаще слышали откровенный вопрос в лоб: «А почему вас не трогают?» Многим это казалось странным и чуть ли не противоестественным, учитывая, что Meydan TV является самым известным диссидентским азербайджанским СМИ, сайт которого внутри страны давно заблокирован, однако, благодаря VPN и соцсетям, охват публикаций составляет около 1 миллиона человек (примерно 20% взрослого населения Азербайджана).  Их «тронули» 6 декабря 2024-го: Айнур Ганбарова, Айтадж Ахмедова, Хаяла Агаева, Натиг Джавадлы и Айсель Умудова, а также журналисты-фрилансеры Рамин Джабраилзаде и Ахмед Мухтар были арестованы в течение одного дня по все тому же обвинению в «контрабанде валюты, совершенной группой лиц по предварительному сговору».

Отреагировав на эти аресты, международная правозащитная организация Amnesty International подчеркнула, что они произошли вскоре после проведения в Баку климатической конференции COP29. 

«Мы опасались репрессий после COP29 и теперь призываем государства-участники конференции ООН отреагировать на продолжающиеся преследования в Азербайджане, стране, которая все еще занимает пост председателя COP29», – заявляет директор Amnesty International по Восточной Европе и Центральной Азии Мари Стразерс. 

После ареста своего основного состава Meydan TV заявило, что будет продолжать работать. Но, по-видимому, уже полностью из-за рубежа. Издание, которое до сих пор было эмигрантским де-юре, теперь станет таковым де-факто. 

Новая реальность

Работа в изгнании – совершенно новая реальность для азербайджанских медиа, к которой они оказались не готовы. 

Правозащитник Эмин Аслан считает, что это, в первую очередь, – результат собственного легкомыслия журналистов и других представителей гражданского общества. 

«Ведь давно уже было ясно, что, скорее всего, в какой-то момент придется уезжать и работать из-за рубежа. Но никто к этому не подготовился. Не продумал, куда мигрировать, как мигрировать, как работать «дистанционно»… И поэтому сейчас так сложно сориентироваться в новых обстоятельствах. 

Могу сказать даже за себя: я до последнего не рассматривал вариант эмиграции. Уехал только в ноябре 2023-го, когда тучи стали всерьез сгущаться».

Эмин Аслан на своем опыте знает, как сложно получить визу и легализоваться азербайджанскому политэмигранту в Европе, и называет это одной из главных проблем для медиа в изгнании:

«Для азербайджанских политэмигрантов и медиа в изгнании не предусмотрено никаких специальных программ, нет никакой «комплексной» поддержки, в отличие от, например, россиян и беларусов. Поэтому азербайджанским журналистам сложно даже просто добраться до Германии или другой европейской страны. 

А зарегистрировать медиа вообще практически невозможно. В лучшем случае, пройдя через многочисленные бюрократические препоны, можно зарегистрировать «зонтичное» НПО, которое будет управлять медиа-проектом».  

Российский и беларуских коллег азербайджанские журналисты-политэмигранты упоминают также в контексте другой серьезной проблемы – нехватки финансирования. 

«Конечно, охват и значение российских и беларуских медиа в геополитическом контексте [война в Украине – прим. редакции] гораздо больше, чем у азербайджанских. Поэтому доноры отдают «финансовое предпочтение» им, создают им необходимые условия для работы в изгнании…

Но ситуация со свободой слова в Азербайджане столь же плоха, как в России или Беларуси, а независимых азербайджанских медиа при этом гораздо меньше. И нам тоже нужна полноценная поддержка, чтобы продолжать работать и обеспечивать аудиторию внутри страны объективной информацией. Иначе народ останется в полном информационном вакууме, точнее – наедине с официальной пропагандой, что, возможно, еще хуже», – говорит Лейла Мустафаева. 

Нехваткой средств и юридической поддержки она объясняет то, что у AbzasMedia до сих пор нет редакционного помещения в Берлине, нет возможности расширить команду, приобрести необходимое оборудование, «обустроить» свой журналистский «быт» и работать более продуктивно. 

На данный момент независимых медиа внутри Азербайджана по факту больше не осталось, а перенос работы за рубеж и ее полное переформатирование происходит в аварийном режиме. 

19 декабря 2024 года Европейский парламент принял резолюцию, осуждающую репрессии властей Азербайджана против гражданского общества и СМИ, включая сотрудников Abzas Media и MeydanTV. 

Европарламент настоятельно призывает власти Азербайджана немедленно прекратить репрессии. Кроме того, парламент рекомендует Евросоюзу ввести санкции в отношении должностных лиц Азербайджана, ответственных за серьезные нарушения прав человека и приостановить действие Меморандума о взаимопонимании по стратегическому партнерству в области энергетики, заключенному с Азербайджаном в 2022 года.

Впрочем, Европарламент заявляет об этом уже не впервые, но дальше призывов дело пока не пошло.

Автор несет полную ответственность за содержание этой статьи, и оно ни в коем случае не должно рассматриваться как отражение взглядов тбилисского офиса Фонда им. Генриха Бёлла.